Notice: Only variables should be assigned by reference in /home/kalachgora/www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/docs/libraries/joomla/document/feed/renderer/atom.php on line 56
Порядок обжалования официальный сайт Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области Глава Калачевского городского поселения Сарычев Денис Владимирович Сарычев Д.В. г.Калач-на-Дону Калачевская городская администрация администрация Калача город Калач-на-Дону г.Калач-на-Дону Калачевская администрация администрация Калача http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/index.php 2024-05-08T14:50:50Z Joomla! 1.5 - Open Source Content Management Оспаривание нормативных правовых актов, решений и действий (или бездействия) органов местного самоуправления 2022-12-21T21:00:00Z 2022-12-21T21:00:00Z http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/index.php?option=com_content&view=article&id=5165:2022-12-23-07-09-03&catid=48:2016-07-04-06-05-39&Itemid=118 Administrator 34life@inbox.ru <p> В соответствии с Федеральным <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=77656AFA1A26FC38BC1DBADC98F7C5EF8AA6F63CFB93749B6CF2AC85CBA8602BAB1D5A1E69BB0EFB49D65DD184S123M">законом</a> от 06.10.2003 № 131-ФЗ &laquo;Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации&raquo; (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные акты принимаются по вопросам местного значения непосредственно как самим населением муниципального образования, так и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.</p> <p> Федеральный закон № 131-ФЗ <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=77656AFA1A26FC38BC1DBADC98F7C5EF8AA6F63CFB93749B6CF2AC85CBA8602BB91D021268B215F94CC30B80C244C5CD2FDEDAC8FADBF679SA2BM">(статья 43)</a> определяет систему муниципальных правовых актов, в которую входят:</p> <p> 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);</p> <p> 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;</p> <p> 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.</p> <p> Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.</p> <p> Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.</p> <p> Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=717176A942AF3D19310F4569B7AA8797B77FB8AC3738A899D6147BCD5351D6CAF02B6DC763832E56C2D966947E31919C453A5209FBH">главой 21</a> Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=717176A942AF3D19310F4569B7AA8797B77FB8AB3436A899D6147BCD5351D6CAF02B6DC96ED37446C690319962308D83452452995B0AF2H">главой 23</a> Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).</p> <p> Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта (далее также - заявление об оспаривании нормативного правового акта), как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами (далее также - заявление об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами), как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.</p> <p> Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.</p> <p> Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 &laquo;О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами&raquo;).</p> <p> С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (<a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=717176A942AF3D19310F4569B7AA8797B77FB8AC3738A899D6147BCD5351D6CAF02B6DC563832E56C2D966947E31919C453A5209FBH">п. 3 ч. 1 ст. 128</a>, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=717176A942AF3D19310F4569B7AA8797B77FB8AC3738A899D6147BCD5351D6CAF02B6DC168D67C1697DF30C524659E804724519B47A2959108F5H">ч. 1 ст. 208</a> КАС РФ).</p> <p> Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).</p> <p> Статья 216 КАС РФ предусматривает последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части:</p> <p> 1. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.</p> <p> 2. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.</p> <p> Кроме того, граждане и организации могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке административного, арбитражного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, в том числе ненормативных правовых актов (далее также - решение, решения), действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями (далее также - наделенные публичными полномочиями органы и лица), в результате которых, по их мнению, были нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы или созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод, законных интересов, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности.</p> <p> К решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.</p> <p> Решения могут быть приняты как в письменной, в том числе в электронной форме (в частности, в автоматическом режиме), так и в устной форме.</p> <p> По правилам <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC85D7DC5DB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">главы 22</a> КАС РФ, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C83FA82D88908FBC28B6320AF81F28AA6BD7BZ8f2H">главы 24</a> АПК РФ могут быть оспорены, в том числе письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам), содержанию (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 &laquo;О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации&raquo;).</p> <p> В качестве административных истцов (заявителей) по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) могут выступать граждане и должностные лица, коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, а также действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации, оспаривание органом государственной власти субъекта Российской Федерации вынесенного в отношении его предписания антимонопольного органа) (<a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC85D7DC5CB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ст. 218</a> КАС РФ, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC84D2DB51B4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ч. 2 ст. 27</a> и <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C83FB84D88908FBC28B6320AF81F28AA6BD7BZ8f2H">ч. 1 ст. 198</a> АПК РФ).</p> <p> По общему правилу административные исковые заявления (заявления) рассматриваются судами по месту нахождения органа, лица, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие, допустивших оспариваемое бездействие, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального органа исполнительной власти (<a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC86D6DF5AB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ч. 1 ст. 22</a> и <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC84D2DA5CB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ч. 2 ст. 24</a> КАС РФ, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81F987DBD60DEED3D36C22B19EF196BABF7982Z6fFH">ст. 35</a> АПК РФ).</p> <p> На основании <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C87FD83D88908FBC28B6320AF81F28AA6BD7BZ8f2H">ч. 3 ст. 24</a> КАС РФ административное исковое заявление также может быть подано в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BCA5FC48DFE84CDDC5BA1958663Z2f2H">КАС</a> РФ, - по адресу организации, являющейся административным истцом (за исключением требований, предъявляемых к судебным приставам-исполнителям).</p> <p> Рассмотрение дел по правилам <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC85D7DC5DB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">главы 22</a> КАС РФ, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C83FA82D88908FBC28B6320AF81F28AA6BD7BZ8f2H">главы 24</a> АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (<a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC84D3DA58B4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">п. 7 ст. 6</a> и <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC84D2DC59B4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ст. 14</a> КАС РФ, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC84D3D95DB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ст. 8</a>, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC84D3D951B4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">9</a> и <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC85D2D551B4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ч. 1 ст. 189</a>, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC85D1DB5FB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ч. 5 ст. 200</a> АПК РФ).</p> <p> В соответствии со ст. 219 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ административное исковое заявление, заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.</p> <p> При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.</p> <p> В соответствии с Федеральным <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=77656AFA1A26FC38BC1DBADC98F7C5EF8AA6F63CFB93749B6CF2AC85CBA8602BAB1D5A1E69BB0EFB49D65DD184S123M">законом</a> от 06.10.2003 № 131-ФЗ &laquo;Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации&raquo; (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные акты принимаются по вопросам местного значения непосредственно как самим населением муниципального образования, так и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.</p> <p> Федеральный закон № 131-ФЗ <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=77656AFA1A26FC38BC1DBADC98F7C5EF8AA6F63CFB93749B6CF2AC85CBA8602BB91D021268B215F94CC30B80C244C5CD2FDEDAC8FADBF679SA2BM">(статья 43)</a> определяет систему муниципальных правовых актов, в которую входят:</p> <p> 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);</p> <p> 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;</p> <p> 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.</p> <p> Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.</p> <p> Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.</p> <p> Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=717176A942AF3D19310F4569B7AA8797B77FB8AC3738A899D6147BCD5351D6CAF02B6DC763832E56C2D966947E31919C453A5209FBH">главой 21</a> Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=717176A942AF3D19310F4569B7AA8797B77FB8AB3436A899D6147BCD5351D6CAF02B6DC96ED37446C690319962308D83452452995B0AF2H">главой 23</a> Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).</p> <p> Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта (далее также - заявление об оспаривании нормативного правового акта), как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами (далее также - заявление об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами), как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.</p> <p> Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.</p> <p> Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 &laquo;О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами&raquo;).</p> <p> С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (<a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=717176A942AF3D19310F4569B7AA8797B77FB8AC3738A899D6147BCD5351D6CAF02B6DC563832E56C2D966947E31919C453A5209FBH">п. 3 ч. 1 ст. 128</a>, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=717176A942AF3D19310F4569B7AA8797B77FB8AC3738A899D6147BCD5351D6CAF02B6DC168D67C1697DF30C524659E804724519B47A2959108F5H">ч. 1 ст. 208</a> КАС РФ).</p> <p> Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).</p> <p> Статья 216 КАС РФ предусматривает последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части:</p> <p> 1. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.</p> <p> 2. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.</p> <p> Кроме того, граждане и организации могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке административного, арбитражного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, в том числе ненормативных правовых актов (далее также - решение, решения), действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями (далее также - наделенные публичными полномочиями органы и лица), в результате которых, по их мнению, были нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы или созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод, законных интересов, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности.</p> <p> К решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.</p> <p> Решения могут быть приняты как в письменной, в том числе в электронной форме (в частности, в автоматическом режиме), так и в устной форме.</p> <p> По правилам <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC85D7DC5DB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">главы 22</a> КАС РФ, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C83FA82D88908FBC28B6320AF81F28AA6BD7BZ8f2H">главы 24</a> АПК РФ могут быть оспорены, в том числе письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам), содержанию (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 &laquo;О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации&raquo;).</p> <p> В качестве административных истцов (заявителей) по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) могут выступать граждане и должностные лица, коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, а также действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации, оспаривание органом государственной власти субъекта Российской Федерации вынесенного в отношении его предписания антимонопольного органа) (<a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC85D7DC5CB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ст. 218</a> КАС РФ, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC84D2DB51B4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ч. 2 ст. 27</a> и <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C83FB84D88908FBC28B6320AF81F28AA6BD7BZ8f2H">ч. 1 ст. 198</a> АПК РФ).</p> <p> По общему правилу административные исковые заявления (заявления) рассматриваются судами по месту нахождения органа, лица, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие, допустивших оспариваемое бездействие, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального органа исполнительной власти (<a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC86D6DF5AB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ч. 1 ст. 22</a> и <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC84D2DA5CB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ч. 2 ст. 24</a> КАС РФ, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81F987DBD60DEED3D36C22B19EF196BABF7982Z6fFH">ст. 35</a> АПК РФ).</p> <p> На основании <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C87FD83D88908FBC28B6320AF81F28AA6BD7BZ8f2H">ч. 3 ст. 24</a> КАС РФ административное исковое заявление также может быть подано в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BCA5FC48DFE84CDDC5BA1958663Z2f2H">КАС</a> РФ, - по адресу организации, являющейся административным истцом (за исключением требований, предъявляемых к судебным приставам-исполнителям).</p> <p> Рассмотрение дел по правилам <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC85D7DC5DB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">главы 22</a> КАС РФ, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C83FA82D88908FBC28B6320AF81F28AA6BD7BZ8f2H">главы 24</a> АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (<a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC84D3DA58B4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">п. 7 ст. 6</a> и <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692662F20651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC84D2DC59B4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ст. 14</a> КАС РФ, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC84D3D95DB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ст. 8</a>, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC84D3D951B4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">9</a> и <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC85D2D551B4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ч. 1 ст. 189</a>, <a href="http://www.xn--80aaalgyijnlgy2g.xn--p1ai/consultantplus://offline/ref=48E9190EE854046142CEBA93E10BBC4DBF1692612C2E651BDB2C273C44FF9F3BD85F9C81FC85D1DB5FB4C3D72575BC82F08AA5BF67826D69Z4fCH">ч. 5 ст. 200</a> АПК РФ).</p> <p> В соответствии со ст. 219 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ административное исковое заявление, заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.</p> <p> При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.</p>